Доклад "Деятельность НРЦМ РАВ по программе создания электронного торгового центра"

Внедрение электронной торговли и электронной коммуникации предприятий с помощью Всемирной сети Интернет становится насущной необходимостью. О значимости этого процесса на государственном уровне свидетельствует принятие Федеральной целевой программы "Электронная Россия: 2002-2010 гг.", пп. №51-55 (постановление от 28 января 2002 г. №65). Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий. Их применение имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности каждого предприятия в частности и отраслей экономики в целом, для ее интеграции в мировую систему хозяйства.
В современных российских реалиях каждому экономическому субъекту необходимо достигать предельной эффективности стратегических и тактических решений, предоставляя и получая максимум информации в кратчайшие сроки. Это возможно лишь при создании узловых точек пересечения информационных потоков, центров взаимодействия, предоставляющих тем большую выгоду участникам рыночного поля, чем более организованно и оперативно они сами участвуют в его формировании.
Создание отраслевого центра электронного маркетинга и торговли РАВ позволит большому количеству предприятий ОПК, порой находящихся в сложном экономическом положении, найти с помощью новых маркетинговых инструментов выход к широкому кругу потребителей конверсионной продукции и технологий двойного назначения, в том числе и за пределами России. Телекоммуникации позволяют сделать это с гораздо меньшими затратами, чем с использованием других информационных каналов. Это особенно актуально в современных условиях перегруженности информацией, когда необходимо решение проблем маркетинга на принципиально новом уровне, зачастую превосходящем мощности и возможности службы маркетинга отдельного предприятия, а порой и финансовые возможности предприятия в целом.
"Электронный торговый центр РАВ" своей деятельностью призван ликвидировать не недостаток рекламы, а дефицит информации. Наиболее адекватным воплощением "Электронного торгового центра" должно стать создание корпоративного сайта с открытыми представительскими, маркетинговыми, торговыми и инфо-статистическими опциями. Оптимальной моделью сайта - онлайнового узла торговли, с учетом специфики предприятий, входящих в структуру РАВ, можно считать списочную или каталожную модель, концентрирующую продавцов и покупателей в одном месте.
В рамках РАВ, даже не организовывая Интернет-узел в форме "торговой площадки", вполне возможно обеспечить непосредственное взаимодействие между центром маркетинга и предприятиями, своевременно получать информацию обо всех произошедших изменениях в номенклатуре производимой продукции и ценовой политике с помощью обычного средства электронной коммуникации - электронной почты. Аналогичным образом может происходить быстрый обмен информацией Центра с предприятиями в работе с поступившими заявками от потенциальных покупателей. Все, что для этого необходимо - наличие выделенных специализированных электронных адресов у всех взаимодействующих субъектов для получения и отправки электронных сообщений. При этом условием нормальной работы становится осуществление постоянного контроля служб маркетинга предприятий за входящими электронными сообщениями в режиме реального времени. Организация такого взаимодействия обойдется в сотни раз дешевле как полной внутренней автоматизации традиционных подразделений предприятий и их интеграции в Интернете, так и создания типовой он-лайновой "торговой площадки" - на которых, например, уже на протяжении трех лет работают российские нефтяники и газовики.
ЗАО "Нижегородский региональный центр маркетинга" Российского агентства по обычным вооружениям в рамках опытного проекта собственными силами создал модель "Электронного торгового центра", обеспечив с 28.03.2002 работу интерактивного коммерческого Интернет-сайта www.nrcm.ru для реализации продукции и технологий предприятий, НИИ и КБ структуры РАВ. Содержание страниц сайта воспроизводит и дополняет выпущенный НРЦМ РАВ каталог "Конверсия. Технологии. Рынок" информацией в области технологий, представлением продукции предприятий-партнеров НРЦМ, не входящих в РАВ, сведениями о деятельности НРЦМ и переводной информацией (на английском языке). На 20.11.2002 посещаемость сайта составила 4056 человек при среднесуточной посещаемости более 40 человек. Приблизительно каждый двадцатый посетитель обращается с информационным запросом по продукции в виде электронного письма, по телефону или факсу. Общий объем потенциальных заказов, совершенных через сайт или благодаря информации, полученной из сайта, в настоящее время превысил 50 млн. руб. Потенциальные клиенты (по статистике полученных заявок): Россия, страны СНГ, Латвия, Эстония, Канада, Австралия, США, Ирак. Наибольшая востребованность продукции (по отраслям): железнодорожное и транспортное машиностроение, топливно-энергетический комплекс, оптические и оптико-электронные приборы.
Эффективность работы сайта практически ограничивается именно взаимодействием с предприятиями структуры РАВ. Они не предоставляют своевременно информацию по ценам и номенклатуре выпускаемой продукции, не ориентированы на сотрудничество с РЦМ. Явная или неявная неготовность и нежелание предприятий работать с центром маркетинга как дилером сочетаются с невозможностью непосредственного административного воздействия на них и отсутствием жесткой нормативной базы РАВ, которая определяла бы обязательность сотрудничества предприятий структуры РАВ с РЦМ. Этот негатив обусловлен во многом тем, что доля госсобственности среди предприятий РАВ составляет всего лишь 28% (по состоянию на начало 2001 г.) Наши заявки в адрес отдельных предприятий РАВ порой рассматриваются очень медленно; и даже полноценное информационное представление продукции предприятий РАВ не приводит к положительному результату в сфере продаж - если, например, 100% их продукции уже предназначено на реализацию согласно заключенным вне РАВ договоренностям, не соответствующим никаким постановлениям РАВ (ситуация с "Росжелдорснабом").
Перспективность идеи создания региональных отраслевых центров маркетинга, заложенная при их создании, выявляется при переходе маркетинговой политики к новой стратегии в новых информационных сферах. Для закрепления достигнутых результатов и дальнейшего продвижения, выполнения и поддержки всей намеченной Нижегородским региональным центром маркетинга программы создания "Электронного торгового центра" необходимо дополнительное финансирование НРЦМ для разработки программного обеспечения, создания единой обновляемой электронной базы данных по продукции РАВ, технического оснащения центра и т.д.
Также необходимо рассмотреть вопрос о 5-10 % квоте на годовой объем продукции каждого из предприятий РАВ для региональных центров маркетинга, с оставлением права на ее непосредственную продажу предприятием только в том случае, если на нее не было подано заявки от РЦМ. Для решения о передаче на реализацию таких объемов продукции в центры маркетинга необходим приказ по РАВ, содержащий в себе направленность на дальнейшее увеличение этой квоты с развитием системы централизованной электронной торговли.